Учитель-логопед проводит коррекционную работу по исправлению речевых нарушений, способствуя формированию, развитию всех компонентов устной речи детей, что в дальнейшем может подготовить детей к успешному обучению в школе. Только учитель-логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.
Для Вас, уважаемые родители!
ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ.
Составитель: Учитель-логопед Куриленко Л.С.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.
Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.
Этапы разучивания игр:
1.Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2.Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3.Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4.Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5.Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации:
• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
• Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
• Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
• Используйте максимально выразительную мимику.
• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых
порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
"Мамин день"
Вот подснежник на поляне, Округлённые ладони
с раздвинутыми пальцами
Я его нашёл. отвести в стороны «цветок».
Отнесу подснежник маме, Вытянуть руки с «цветком»
вперёд.
Хоть и не расцвёл. Соединить пальцы рук и
округлить ладони «бутон»
И меня с цветком так нежно Скрестить руки и обнять себя за плечи.
Мама обняла,
Что раскрылся мой подснежник Округлённые ладони с раздвинутыми пальцами
От её тепла. отвести в стороны «цветок».
«Кап, кап…»
Кап, кап, кап – звенит капель. Ритмично стучать по столу
подушечками пальцев,
Приближается апрель. начиная с большого.
Побежал в саду ручей, Ладони поставить на ребро
параллельно друг другу
и плавно двигать ими вправо –
влево.
Прилетели сто грачей. Скрестить большие пальцы рук,
остальные пальцы - в стороны
«Пальчики собираются в детский сад»
Этот пальчик хочет спать, Сначала сжать пальчики в кулачок,
Этот пальчик – прыг в кровать, а затем поочередно расправлять их,
Это пальчик прикорнул, начиная с большого.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики – «Ура!
В детский сад идти пора!»
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка, Загибать поочерёдно пальчики, начиная
Этот пальчик – бабушка, с большого пальца.
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – наш малыш,
Он такой у нас крепыш.
Пальчики сжимаю я – Сжимать и разжимать пальцы,
Это вся моя семья! переплетённые в «замок».
«Курочка»
Вышла курочка гулять, Соединить большой и
указательный пальцы.
Свежей травки пощипать, Сжимать и разжимать кулачки.
А за ней ребятки – Кулачки положить на стол.
Жёлтые цыплятки. Указательными пальцами стучать
по столу.
«Пирожок»
Мы на кухне за столом Левый кулак поставить на стол, правая ладонь - на кулак.
Ели кашу с молоком. Имитация движений.
Я схватил пирожок,
Он мне пальчики обжёг. Потрясти расслабленной кистью, подуть на пальчики.